В Українській фундації дослідників права відбулось обговорення медичної реформи, яка зараз здійснюється в Україні, але в центрі уваги учасників цього обговорення була не тільки медична реформа, але і сучасний стан системи охорони здоров’я в Україні, підготовка медичних кадрів, кваліфікація лікарів і багато інших питань, які пов’язані з цією надзвичайною проблемою для кожної людини в Україні.
Після закінчення цієї зустрічі ми попросили відповісти на деякі запитання одного із учасників цього обговорення.
Отже, на питання президента Української фундації дослідників права Віктора Швеця відповідає Шипулін Вадим Петрович, заслужений лікар України, доктор медичних наук, професор, завідувач кафедри внутрішньої медицини №1 Національного медичного університету ім. О.О.Богомольця, відомий фахівець в галузі гастроентерології, гепатології, історії медицини, автор більше 100 наукових публікацій, директор Національного музею медицини України.
На прохання Вадима Петровича ця розмова відбувалась російською мовою.
Наиболее ожидаемый вопрос к Вам, как врачу и как гражданину Украины – как вы оцениваете проводимую в Украине реформу здравоохранения?
– То, что реформа необходима, думаю что никто в Украине не будет оспаривать. Декларируемая статьей 49 Конституции Украины доступная бесплатная квалифицированная медицинская помощь фактически осталась таковой только на бумаге. Другое дело, что политической воли признать этот факт я пока не наблюдаю ни у одной из политических сил, представленных в парламенте. Поэтому проводимая сейчас в стране реформа базируется ни на каком-то ноу-хау, а на организации системы здравоохранения Великобритании, где подобная организация была введена в 1948 году. Тогда в этой стране была создана National Health Service (NHS), которая функционирует и по сей день и является одним из крупнейших работодателей Великобритании, обеспечивающей работой около 1,7 млн. человек. Британская NHS существуют на деньги налогоплательщиков и предоставляет бесплатные услуги здравоохранения.
Значит ли это, что британская модель здравоохранения лучшая в мире?
– Нет, конечно. Что интересно, создатели британской системы в свое время многое переняли с существовавшей в то время советской системы здравоохранения Семашко, которую сейчас критикуют все, кому не лень. Целью внедрения этой системы здравоохранения в Великобритании было обеспечение медицинской помощью населения.
Базисом нашей новой системы организации здравоохранения должны стать врачи общей практики, которые, по идее, должны обеспечить бесплатно большую часть оказываемых населению медицинских услуг.
Что интересно, пациент в Великобритании платит только за рецепт, который выписывается ему врачом. Это сумма в настоящий момент составляет 8,5 фунтов (это около 300 гривен). Следует отметить, что сумма это фиксируемая, независимо от того, выпишет ли врач банальный парацетамол или дорогостоящий препарат для лечения онкологического заболевания. Попасть к семейному врачу достаточно просто, но иногда период ожидания может достигать и трех недель. Крайне редки случаи, что этот врач придет на вызов к пациенту на дом. А если речь идет о более серьезном случае, когда требуется консультация узкопрофильного специалиста или плановая хирургическая операция, период ожидания может затянуться до 18 недель. Конечно, когда возникает неотложная ситуация, угрожающая жизни пациенту, ему не дадут умереть. Хотя побывавшая у меня недавно на приеме наша соотечественница, длительное время проживающая в Соединенном Королевстве, уточнила фразу, относящуюся к британскому здравоохранению: «Вам не дадут умереть, но и не вылечат…»
Существует множество других нюансов, которые говорят о недостатках, несовершенствах системы, о которых говорят сами британцы, а что будет с британской системой, пересаженной на украинскую землю – пока не знает никто.
Какие еще Вы видите возможные проблемы при внедрении новой системы здравоохранения в Украине?
– Например, что будет с системой многочисленных стационаров, реформирование которой коснется в 2020 году, и как те будут существовать в переходный период. Тем более законодательное и финансовое обеспечение украинской национальной системы минимально. 340 гривен в год на пациента должно обеспечить рост заработной платы врача первичного звена в несколько раз? Это при том, что материальное обеспечение большинства украинских амбулаторий ограничивается фонендоскопом, тонометром, термометром и минимальным набором мебели.
Конкретный пример в одной из восточных областей Украины: декларацию с семейными врачами подписали около 10% потенциальных пациентов, что фактически обеспечивает работой 2 из 50 имеющихся на территории врачей первичного звена. Как платить зарплату другим врачам сейчас не знает никто.
С нового 2019 года больницы должны быть реорганизованы в неприбыльные коммерческие предприятия, которые должны получать львиную долю средств от территориальных громад. Уже сейчас некоторые руководители таких громад ставят условия главным врачам больниц, что договора на поставку тех или иных товаров и услуг они должны заключать с «нужными» фирмами, а кому тогда нужна система Prozorro?
Вы затронули очень важную проблему медицинских кадров. Насколько она актуальна в нашей стране, где сейчас работает достаточно много медицинских вузов, выпускающих большое количество врачей. Они покрывают потребности украинского здравоохранения?
– Да, действительно в стране сейчас около трех десятков вузов, готовящих врачей. В последнее время к медицинским университетам прибавилось несколько медицинских факультетов классических университетов и частных вузов, выпускающих врачей.
При этом в последнее время наблюдается явный крен в сторону подготовки врачей для других государств. Дело в том, что стоимость подготовки врача в нашей стране в несколько раз ниже, чем стоимость учебы на медицинских факультетах стран Центральной Европы (я уже не говорю про Северную Америку и Западную Европу).
К сожалению, образовательный уровень приезжающих иностранцев достаточно низкий. О нашей стране бытует представление как о стране, где диплом можно получить за сравнительно небольшие деньги, даже толком не обучаясь. Отчасти наши вузы сами в этом виноваты, принимая иностранных абитуриентов с очень плохой подготовкой: стоит просто проанализировать результаты Кроков – тестов внешнего тестирования, которые оценивают уровень подготовки студента после третьего, выпускного курсов и интернатуры. В некоторых частных вузах процент студентов- иностранцев, не сдавших с первого раза Крок-1, например, достигает 100 процентов!
Как Вы оцениваете новации в подготовке будущих врачей, которые собираются скоро внедрить?
– Отечественное министерство здравоохранения анонсировало ряд изменений в оценивание уровня подготовки будущих врачей включив, например, международные тесты (при этом 20% на английском языке), экзамен на профессиональный английский и т.п. Все это правильно и прекрасно. Но у меня возникает вопрос, а что делать студентам, которые ранее учили французский или немецкий язык? За три года невозможно выучить пристойно еще один иностранный язык, тем более при нынешнем уровне учебной нагрузки в медицинском университете.
Недавно принят еще один закон, который ставит своей целью поднять сельскую медицину и в связи с этим создающий еще одну когорту льготников (предположительно из жителей сельской местности), которые впоследствии должны работать на селе. А как быть тогда с уровнем ВНО по профильным предметам при поступлении в медвузы в 150 баллов, который установили в этом году?
Все мы знаем об уровне подготовки учеников средних школ в сельской местности по иностранному языку. Я предполагаю, что из этой категории льготников анонсированный после третьего курса экзамен по профессиональному английскому языку сдаст в лучшем случае 20-25 процентов льготников.
Выдвигая вполне обоснованные высокие требования к молодым врачам, государство должно обеспечить достойную заработную плату и условия работы для этих специалистов. Кто после 8-9 лет тяжелой учебы, которая включает и обязательное последипломное образование, отправится работать за 100-150 евро в украинскую глубинку, если такого молодого специалиста, да еще со знанием иностранного языка, с удовольствием приютят наши ближайшие соседи за зарплату в 7-10 раз большую?
Высшее медицинское образование у нас вполне гармонизировано с европейским медицинским образованием и, учитывая дефицит медицинских кадров в Европе, нашим врачам уже сейчас создают «зеленый коридор» для трудовой эмиграции.
Хотел бы задать достаточно неожиданный вопрос, а как Вы оцениваете то, что наши политики, звезды поп-культуры ездят лечится, рожать за границу?
– Вы знаете, по-разному. Когда известная певица едет рожать ребенка в США я воспринимаю в этом два аспекта: первый – она печется о будущем своего ребенка (он автоматически становится гражданином США), второй – это типичный пиар-ход собственной персоны.
В Украине сейчас есть роддома, где созданы условия не хуже и врачи очень квалифицированные, и порядок цен будет совсем иной, чем в американских аналогичных учреждениях.
Есть отрасли медицины, в которых у нас есть явные отставания – например – онкология, гематология. Поэтому с пониманием воспринимаю желание человека с подобной патологией лечиться за границей.
В то же время сейчас наблюдается еще один интересный феномен. В украинские стоматологические клиники, клиники репродуктологии, клиники пластической хирургии едет все больше пациентов – иностранцев. Цены на такие медицинские услуги в Украине на порядок ниже, а качество не хуже, чем за рубежом…
Вадим Петрович, Вы часто бываете за границей и наверное сталкивались с тем, что, например, в США невозможно купить лекарство без рецепта врача. У нас лекарство продается практически в неограниченном количестве любому человеку. Более того, в средствах массовой информации идет массированная реклама медицинских препаратов. Какое Ваше отношение к этому?
– Реклама медицинских препаратов должна быть упорядочена. Насколько я знаю, Верховная Рада уже сделала определенные шаги в этом направлении. Вакханалия в рекламе медицинских препаратов скорее вредит населению, чем помогает. Существует две отрасли, в которых по мнению большинства сограждан, они наиболее компетентны- это медицина и экономика. СМИ «добавляют» компетентности. Вспомним 90-е годы- интенсивная реклама финансовых пирамид . Многие ли из наших сограждан стали долларовыми миллионерами? О том вреде, что несет самолечение население знает гораздо меньше, да и СМИ об это не особо распространяются.
Вы, кроме того что ученый, преподаватель еще и врач, который занимается лечебной практикой – как бы Вы оценили уровень квалификации в Украине, поскольку у Вас есть возможность сравнивать уровень квалификации врачей, которые практиковали в период вашей студенческой жизни? Есть здесь какие-то изменения?
– Я не хочу уподобиться известному персонажу «Горе от ума». В какой то степени я даже завидую молодому поколению, их возможностям свободного доступа к знаниям, общению с иностранными сверстниками. Но в тоже время меня беспокоит откровенное падение общей культуры и образованности молодого врача. Это ведет в тому, что молодые врачи часто имеют сложности в общении с пациентами.
У нас сейчас достаточно много частных медицинских учреждений, где люди за достаточно большие деньги, с учетом наших условий, получают им необходимую медицинскую помощь. Однако, не всегда эта помощь является квалифицированной. Как Вы думаете, пациенты платят в частных клиниках за высокий уровень квалификации врачей и оказанной медицинской помощи, или за предоставление им высокого уровня комфорта при предоставлении этой медицинской помощи?
– Хороший вопрос. Безусловно пациент, оплачивая немалые суммы в частных клиниках, стремится и к высококвалифицированной помощи и к высокому уровню комфорта. Увы, зачастую, их желания не оправдываются по обоим этим стремлениям. Конечно, бывают пациенты, которые практически всегда бывают недовольны. В своей я практике я неоднократно сталкивался с пациентами, которым я снимал диагнозы сложных заболеваний, которые им ставили другие врачи, и которые не подтверждались. Такие пациенты чаще оставались недовольны мною (смеется). Поставить диагноз гораздо проще, чем его снять.
Хочу пожелать нашим читателям прежде всего здоровья и поменьше обращений к моим коллегам.
Вадим Петрович, людей сильно волнует все, что происходит в здравоохранении сейчас в связи с медицинской реформой. Многих людей пугает эта реформа, для многих она не понятна, для других неизбежна. А как Вы считаете, когда люди смогут увидеть, я надеюсь, позитивные результаты этой реформы и переживут ли они эту реформу?
– На этот и другие вопросы будет ответ во второй части этой беседы, которая будет размещена на сайте через некоторое время.